Отдых — дело серьёзное!

Автомобиль

1. АВТОМОБИЛЬ - НЕ РОСКОШЬ

С тех пор, как российские граждане перестали ездить за рубеж колоннами, под присмотром строгих сопровождающих, свободу нашего человека колесить по миру куда глаза глядят ограничивают исключительно банальные житейские препятствия: отсутствие денег, незнание языка, транспортные трудности. Для того, чтобы бороться с последним типом препятствий, за рубежом изобретена очень удобная штука: rent-a-car. Или, проще говоря, прокат автомобилей. В теории система rent-a-car выглядит проще некуда: платишь деньги, поворачиваешь ключ зажигания, и ты - король дороги. Однако в этом деле, как и в любом другом, есть масса тонкостей.

Начнем с того, что взять автомобиль можно как минимум в трех типах прокатных агентств: транснациональных сетях, средних (а также мелких и микроскопических) фирмах и, наконец, бюро, принадлежащих международным авиакомпаниям (или работающих с ними в тесном контакте).

Транснациональные компании по прокату автомобилей: Hertz, Avis, Budget Car, Eurodollar и самое большое в Европе агентство Eurocar, обеспечивают всякие прелести, входящие в понятие "сервис международного уровня". Например, часто позволяют взять машину в одном городе, а сдать ее - в другом, или даже в другой стране.

К сожалению, просто прийти в отделение одной из таких сетей "с улицы" - это весьма дорогостоящий способ обзавестись "колесами". Международные фирмы предпочитают клиентов, сделавших заказ предварительно. Для них вводят сниженные тарифы. Из России, как и отовсюду, забронировать машину можно через солидную турфирму, авиакомпанию или Internet, если у вас есть к нему доступ и кредитная карточка. Если вы предпочитаете действовать без предварительного бронирования, вам следует направляться в местные и национальные агентства, которые обычно держат цены примерно на 40 процентов ниже, чем многонациональные фирмы (за автомобили равноценного класса).

Разумеется, эта дешевизна имеет оборотную сторону. Чем мельче агентство, тем больше вероятность нарваться на неприятную неожиданность. Например, вам могут всучить автомобиль со скрытым дефектом или просто престарелого возраста. А договор аренды может быть составлен так, что в случае аварии вы просто обанкротитесь.

Заранее заказанные (и оплаченные) варианты дешевле, чем "личная явка". Международные авиакомпании включают аренду машин со скидкой как дополнительную услугу для пассажиров (Аэрофлот до такого пока, к сожалению, не дошел). Западные авиакомпании это делают, в том числе и из России.

Обратите внимание, что если брать машину в аэропорту без предварительного бронирования, она обойдется еще дороже, чем в отделениях большой прокатной службы в центре города. Независимо от того, где арендуете машину, убедитесь, что вы четко понимаете условия контракта. В услуги может входить неограниченный пробег. А может - и ограниченный. В таком случае, начиная с определенного момента, вы начинаете платить за каждый километр, что может быстро "съесть" преимущества более низкой платы за день аренды.

Хорошо бы, чтобы в стоимость аренды были включены все местные налоги, страхование гражданской ответственности перед третьими лицами, а также страхование возможных повреждений вашего нового четырехколесного друга.

Всегда требуйте документ, который по-английски называется collision damage waiver. Он-то и освобождает вас от ответственности за поломки машины (не бесплатно, конечно, но за некоторую сумму, несравненно меньшую, чем та, что вы можете заплатить за ликвидацию последствий серьезной аварии).

От страховки гражданской ответственности непосредственно в агентстве можно отказаться, если такой страховой полис (так называемую "зеленую карту") вы уже купили на родине. У нас ее продает любая крупная страховая компания (о том, какая какую и почем, см. "i" Ь 46(155) от 26 ноября 1996 года, с. 23).

Минимальный возраст, начиная с которого разрешается арендовать машину, в разных европейских странах - от 21 до 23 лет. При наличии международных водительских прав, конечно.

Еще один документ, без которого "взять" машину в Европе, хотя и не невозможно, но трудновато - это кредитная карточка. Агентства по прокату автомобилей традиционно не любят расплату наличными. Даже в бывших социалистических странах, если у вас нет пластиковой карточки, в автоагентстве с вами, очень возможно, просто не захотят разговаривать.

Самое большее, на что может надеяться "бескарточный" клиент, - что его обслужат при условии внесения солидного страхового депозита (от $300 и выше). Но с выходцами из СНГ, на которых западные прокатчики, запуганные историями про "русскую мафию", смотрят с предубеждением, и такой вариант маловероятен.

Исключение составляют разные острова (вроде Мальты или греческих архипелагов), откуда автомобиль физически трудно угнать. Там бывает, что за руль арендованного авто пускают и без кредитных карточек, а бывает - и вообще без прав.

В некоторых странах (Италии, Испании, Греции) довольно широко распространен прокат мотоциклов и мопедов. Обходится это дешевле, чем брать настоящую машину. Но разъезжать на мотоцикле в незнакомом месте стоит только по-настоящему опытным гонщикам. А сколько же стоит прокат машины? Разумеется, цены разнятся очень сильно в зависимости от места, фирмы, марки автомобиля, условий аренды. Но кое-какие общие ориентиры указать все же можно.

Относительно дороги rent-a-car в Скандинавии. В Швеции, например, средних размеров седан от международной сети, если брать его на короткий период времени, обойдется около $110 в сутки. Малолитражный автомобиль в национальной прокатной сети Happy Rental или мелком местном агентстве, в зависимости от пробега, обойдется в $40-50, а некоторые совсем маленькие машинки - даже меньше $30 в сутки.

В Германии аренда автомобиля через Lufthansa при покупке авиабилета стоит от $25 в сутки. (Правда, это только в том случае, когда машина берется на месяц и больше). Так надолго она не нужна? В крупных компаниях (Eurocar или Autohansa) дают аппарат класса Opel Corsa на выходные примерно за $60.

В туристических районах Греции прокат машин широко практикуется, но не совсем дешев. Со страховкой и неограниченным пробегом цены составляют от $35 до $80.

Таблица, которую вы увидите ниже, демонстрирует, сколько примерно стоит в разных европейских странах арендовать в среднем или мелком прокатном бюро на 1 день машину "экономического класса" (Fiat Panda, Ford Fiesta или Ford Escort, например), с неограниченным километражом, со включением всех страховок, налогов и т. п.

По ней можно судить об общем соотношении уровней цен в разных концах Западной Европы. Но когда вы решите "взять авто" в одной из этих стран, реальная цена может отличаться от тех, что мы приводим. Ведь она зависит от типа машины, срока аренды, времени года, будних или выходных дней, да еще и текущего курса доллара к местной валюте. Не забывайте также, что кроме "неограниченного километража" существует принципиально иная система расчета платы: "базовый тариф за день + километраж сверх лимита".

Короче: ищите в предлагаемом вам контракте строчки, напечатанные мелкими буковками. Там-то бывает зарыта собака! И счастливого пути!

* Великобритания $40-60

* Германия $30-50

* Нидерланды $45-65

* Бельгия $30-50

* Швейцария $70-80

* Австрия $50-65

* Франция $40-55

* Италия $40-60

* Испания $60-70

2. БЕНЗИН НЫНЧЕ ДОРОГ

От Москвы до Западной Европы не так далеко. При счастливом стечении обстоятельств расстояние, отделяющее нас от Европейского Союза, на автомобиле удается проскочить за сутки. Но назвать поездку на "своих колесах" самым беспроблемным способом путешествия на передовой Запад было бы преувеличением. В дороге нашего водителя подстерегают минимум две серьезные полосы препятствий. Сначала это заторы на белорусско-польской (или, если ехать северным маршрутом - на российско-финской) границе. А потом жесткий экологический контроль на польско-немецком рубеже (или на том же российско-финском). Однако при желании преодолеть обе эти линии обороны можно. И тогда, если выхлоп в норме, документы на машину в порядке, страховка заблаговременно оформлена, вам останется только гнать свой экипаж по гладким европейским дорогам да притормаживать периодически у бензоколонок. С точки зрения цен на горючее, Европа - не самый дешевый регион мира. В среднем стоимость литра бензина пляшет тут вокруг одного доллара. Для сравнения: в Соединенных Штатах за ту же сумму отпускают галлон топлива, то есть почти 4 литра. А в отдельных ближневосточных государствах за доллар можно неделю поить четырехколесного друга бензином.

Западноевропейские автомобилисты обычно не пользуются бензином с октановым числом менее 92 (чаще оно еще выше - 95-97). На заправочных станциях предлагают бензин с пониженным содержанием свинца (unleaded по-английски) и обычный (leaded). Последний во многих странах обозначают словом super. (В Германии, правда, существуют разные марки super: и со свинцом, и без).

"Экологический" бензин повсеместно стоит меньше, чем обычный: в государствах Западной Европы искусственно поддерживаются более низкие цены на бензин с невысоким содержанием свинца, чтобы автомобилисты предпочитали именно его.

Дизельное топливо обходится значительно дешевле бензина в большинстве западноевропейских стран, хотя и не везде. Скажем, в Великобритании уровни цен на два этих типа горючего различаются незначительно.

От страны к стране стоимость топлива колеблется достаточно сильно, причем она определяется не только естественными экономическими факторами, а еще и политикой соответствующих национальных властей.

Для Голландии характерен один из самых высоких на континенте уровень цен на горючее. А самый дешевый бензин в странах Европейского Союза продается почему-то в соседнем Люксембурге. Расхождение в ценах между двумя этими братскими странами составляет 40 процентов!

Между двумя полюсами другие государства расположились так (в порядке убывания тарифов): Италия, Франция, Португалия, Испания и т. д. Любопытно, что в Гибралтаре, который является составной частью Британского королевства (отнюдь не самой дешевой для автомобилистов державы) цена бензина ниже не только чем в метрополии, но даже чем в соседней Испании. Скандинавские страны - особый случай. Топливо там облагается большими налогами, поэтому стоит оно дороже, чем где бы то ни было в Старом Свете.

Приводимую ниже таблицу следует воспринимать не как догму, а лишь как ориентир. На самом-то деле и внутри одной страны цены на разных бензоколонках не бывают абсолютно одинаковыми.

Скажем, те заправочные станции, которые стоят на скоростных трассах, отпускают свой продукт дороже, нежели колонки на второстепенных магистралях.

В Швеции и Финляндии средняя цена горючего увеличивается с юга на север. Финская Лапландия - весьма разорительная местность для тамошних автомобилистов.

3. ПРОКАТ АВТОМОБИЛЯ

* Если вы решили обратиться в прокатную компанию, вам необходимо иметь при себе паспорт и водительские права. Ездить за рулем по дорогам зарубежья вы можете, если вам уже исполнилось 25 лет (в некоторых странах можно и с 23) и ваш водительский стаж не менее года.

* В большинстве крупных компаний при заказе речь идет о классе автомобиля, а не о марке. Если ваш заказ подтвержден, можете высказать пожелания и относительно марки.

* Два вопроса, которые вам обязательно зададут: предпочитаете ли вы автомобиль с автоматической или ручной коробкой передач, и о наличии кондиционера. В числе дополнительных услуг - мобильные телефоны и информационная система навигации (наиболее современные системы объединяют устройство глобального спутникового радиоопределения, бортовую систему расчетов и электронную картографию и выполняют роль вашего индивидуального штурмана).

* Независимо от географического расположения офисов и пунктов крупных компаний везде в них действуют, если не единые, то во всяком случае, похожие правила и единый уровень обслуживания. Богатая сеть агентств по всему миру позволяет забронировать автомобиль в Москве, получить его в Парижском аэропорту, а оставить на станции в маленькой швейцарской деревушке

* Есть в солидных компаниях замечательное правило: заказываете машину определенного класса, а ее, увы, нет. Тогда вам предоставляют автомобиль классом выше, но за ту же сумму.

* С любыми проблемами, которые могут возникнуть на дорогах, вы в любой час суток можете обратиться по телефону компании, который всегда у вас перед глазами - либо на брелке, либо на лобовом стекле автомобиля.

* Теперь об условиях страхования. По правилам солидных компаний сумма страховки уже включена в тариф. С самого начала организации системы прокатного бизнеса было принято обязательное страхование как самой автомашины, так и клиентов, пассажиров, багажа ответственности клиентов по искам третьих лиц.

* Европейские тарифы (EOW) включают: неограниченный пробег, ограничение ответственности за утрату или повреждение арендованного автомобиля, покрытие ответственности перед третьими лицами и налог той страны, куда отправляется клиент.

* Многие нередко прибегают к услугам небольших частных прокатных контор. Видимое преимущество - можно расплатиться наличными. Да и намного дешевле. Но помните, что мелкие фирмы редко гарантируют техническую безупречность машины. Если вы уж решили довериться им, то внимательно осмотрите автомобиль, отметьте все малейшие царапины и вмятины. Только после этого подписывайте договор. Отправляться на очень далекие расстояния на таком автомобиле не советуем.

* Многое зависит от особенностей страны, по которой вы путешествуете. В Нью-Йорке, например, если вы припарковались в неположенном месте, ваш автомобиль утащит эвакуатор, а в Женеве вас просто оштрафуют. Самые распространенные штрафы в странах с отличного качества дорогами - в ЮАР, Арабских Эмиратах, США, Германии. В США, например, за превышение скорости на 10 миль штрафуют от 100 долларов и выше. В ЮАР на скоростных автострадах при превышении лимита в 120 километров в час - штраф от 200 долларов.

* Еще одна немаловажная вещь, о которой не стоит забывать автолюбителям: в мире не мало стран, где машины ездят по левой стороне дороги. Если у вас нет опыта вождения в стране с левосторонним движением, а без автомобиля никак не обойтись, придется воспользоваться услугами воспользоваться услугами наемного водителя. Цены на этот вид сервиса колеблются от 20 до 30 долларов в час.

SpyLOG

© 2007-2018 «Л'Арк»
АГЕНТСТВО ПУТЕШЕСТВИЙ

Все права защищены.